Техническое обслуживание лифтов – одна из услуг, включаемых в техобслуживание объекта, если на нем эксплуатируются лифтовые системы. У техобслуживания лифтов есть некоторая специфика, поэтому не каждая компания берется за такую работу. Сами лифтовые системы бывают достаточно сложными, что также затрудняет поиск специалистов. Сама процедура обслуживания очень ответственна, ведь от состояния лифта зависит безопасность людей, если лифт пассажирский.
Техническое обслуживание лифтов: нормативные акты
Техническое обслуживание лифтов во всех случаях опирается на действующие нормативы и требования. Это касается и пассажирских систем, и промышленных лифтов. Что регламентируют документы по техобслуживанию лифтов:
- минимальные допустимые показатели работы лифтового оборудования;
- срок службы и нормы выработки системы, после которой она должна быть заменена и подвергнута капитальному ремонту;
- нормативы шума, вибраций, скорости подъема и спуска;
- периоды замены комплектующих механизмов, замены расходных материалов, проведение смазочных работ.
Заказать техническое обслуживание лифтов можно в той компании, где приобретено оборудование. Но это не всегда удобно. Поэтому часто техобслуживание лифтов заказывают в компании, которая занимается обслуживанием всего объекта. В ее обязанности входит:
- проведение плановых осмотров по графику;
- заполнение актов плановых техосмотров;
- выполнение всех видов ремонта;
- осуществление аварийного ремонта с эвакуацией.
Также компания должна уметь проводить диагностику оборудования, которая необходима для введения его в эксплуатацию после серьезного ремонта. В качестве дополнительной услуги иногда заказывают клининговые услуги: уборку лифта и содержание всех его частей в аккуратном и чистом виде.
Требования к эксплуатации лифтов
Техническое обслуживание лифтов связано с требованиями к его эксплуатации. При нарушении этих требований техобслуживание лифтов заметно усложняется. Все требования по эксплуатации указаны в технической документации на оборудование. Владелец системы (ее покупатель) должен обеспечить соблюдение всех требований. Самые важные из них:
- назначение – нельзя перевозить на пассажирском лифте тяжелое оборудование;
- грузоподъемность – максимально допустимый единовременно поднимаемый вес;
- периодичность осмотров – частота плановых проверок мастером с целью своевременного обнаружения дефектов и возможных поломок;
- срок службы – нельзя использовать лифт после истечения срока эксплуатации, определенного производителем.
Цена на техническое обслуживание лифтов формируется с учетом оплаты работы специального персонала. По требованиям за лифтовым оборудованием закрепляется персонал, ответственный за его безопасное использование, а также обслуживающий персонал – диспетчеры, уборщики.
При наличии постоянного лифтера на объекте у него должна быть должностная инструкция и утвержденный перечень выполняемых работ. Сегодня очень редко владелец объекта может самостоятельно организовать и поддерживать работу лифтовой службы. Гораздо выгоднее и удобнее нанять соответствующую компанию.
Чтобы она могла работать с лифтовыми системами, у нее должна быть соответствующая лицензия по промышленной безопасности.
Техническое обслуживание и ремонт лифтов
Техническое обслуживание и ремонт лифтов предполагает постоянные плановые проверки и ведение журнала техосмотров и ремонта. В рамках техобслуживания лифтов внимание уделяется всем элементам и узлам, включая части в шахте. На плановых осмотрах специалисты оцениваются состояние:
- свет внутри лифта и на входе в него;
- ограждающие элементы шахты;
- мачты и кабины;
- устройств безопасности, замочных механизмов кабины и шахты;
- дверного реверса в кабине;
- систем звуковой сигнализации, связи с диспетчером;
- остановочных систем;
- кнопок, табло, указательных знаков;
- базовых несущих конструкций.
Техническое обслуживание лифтов проводится по установленному графику. На основании данных осмотра принимается решение о необходимости проведения планового ремонта, смазки механизмов, замены расходных запчастей.