Обслуживание инженерных систем – плановые периодические работы, которые направлены на поддержание объекта в идеальном рабочем состоянии, безопасном и комфортном для людей. Техобслуживание инженерных коммуникаций – задача для специалистов различного профиля, каждый из которых отвечает за ту или иную сеть.
Вместе штат мастеров может обеспечить полное соответствие действующим стандартами и нормативам, стабильную работу коммуникаций, прочность и выносливость систем перед эксплуатационными факторами.
Обслуживание инженерных систем: компоненты коммуникаций зданий и сооружений
Обслуживание инженерных систем предполагает работу со всеми компонентами сетей. Выделяют следующие виды компонентов:
- внутренние и внешние сети электроснабжения;
- водоводы и водопроводная сеть, противопожарные установки, системы технической и питьевой воды;
- теплообеспечение и его компоненты, автономные и централизованные источники тепла;
- вентиляторы и кондиционеры, фильтры;
- системы дымоудаления;
- газоснабжение здания;
- канализация;
- видеонаблюдение и оборудование для видеоаналитики;
- система автоматизации, защита от пожаров, затоплений;
- наружное и аварийное освещение.
Для каждого из компонентов техобслуживание инженерных коммуникаций имеет свои нюансы, требования и стандарты. Сложность работы зависит не только от типа системы, но и от ее конфигурации, мощности, обеспечиваемых функций.
Заказать обслуживание инженерных систем вы можете в комплексе и по отдельным сетям. Удобнее работать в рамках комплексного техобслуживания инженерных коммуникаций: это избавляет от необходимости вести переговоры с разными исполнителями и переложить ответственность за все работы на одну компанию.
Обслуживание инженерных систем в зависимости от их вида
Обслуживание инженерных систем осуществляется также с учетом их вида. Всего выделяют две разновидности техобслуживания инженерных коммуникаций:
- работа с внешними коммуникациями – находятся за стенами здания;
- обслуживание внутренних систем – расположены внутри объекта.
Обслуживание внешних инженерных систем – более сложный и ресурсозатратный процесс, поскольку зачастую он связан с проведением земляных работ и сложными демонтажными манипуляциями. Кроме этого, внешние системы предполагают строгий контроль нормативных показателей и регламенты работы.
Внутренние системы более гибкие как по конфигурации, так и по обслуживанию. Их можно ремонтировать без отключения всего объекта и прерывания жизненных и производственных циклов.
Большинство внутренних систем можно модернизировать, настраивать и ремонтировать с приглашением посторонних специалистов. А вот все внешние сети обязательно ремонтируются с участием мастеров с соответствующей квалификацией. Нередко приходится приглашать сотрудников ответственных организаций. К тому же, подготовка к таким работам тоже должна проходить строго по регламентом с предварительным расчетом сметы, оповещением жильцов.
График и этапы обслуживания инженерных систем
Этапы обслуживания инженерных систем включают планирование, непосредственное проведение работы и оценку ее качества. Периодичность техобслуживания инженерных коммуникаций зависит от индивидуальных особенностей строения, его возраста, размера, времени проведения прошлых работ.
Все работы по обслуживанию инженерных систем разделяются на категории:
- плановые осмотры и ремонты – носят периодический характер, планируются на основании фактических параметров износа;
- аварийные ремонты – осуществляются в случае экстренных поломок;
- капитальные ремонты, модернизация, переоборудование систем – планируются тщательно и заблаговременно, проводятся редко, носят масштабный характер.
Также некоторые особенности у российских объектов связаны с сезонными подготовительными работами. Здания проходят полный осмотр и профилактические ремонты поздней осенью и весной. Осенью проверяется, насколько объект сможет выдержать морозы. А весной устраняются последствий длительных заморозков и влаги, выполняется локальный ремонт фасадных элементов, заделка трещин, покраска стен.