Обслуживание эскалаторов, траволаторов, лифтовых систем – важный компонент техобслуживания общественных объектов с высоким уровнем проходимости. Лифтовыми и эскалаторными системами пользуется большое количество людей, поэтому системы должны постоянно находиться в идеальном состоянии. Для обеспечения и поддержания безопасности техобслуживание эскалаторов обязательно включает ежегодные освидетельствования и технические осмотры.
Обслуживание эскалаторов: ежемесячные осмотры
Обслуживание эскалаторов проводится по установленному графику. Плановые осмотры выполняются каждый месяц, раз в 3 месяца и раз в полгода с разным объемом задач. Рассмотрим содержание ежемесячного техобслуживания эскалаторов. Мастер выезжает на осмотр и обслуживание эскалаторов и оценивает:
- состояние всех поверхностей системы, проверка наличия повреждений и показателей износа;
- осмотр вертикальных и горизонтальных частей ступеней, особое внимание уделяется элементам на спуске и на подъеме;
- оценивается целостность пластин на гребенке;
- осматриваются поручни и их входные отверстия;
- проверяется защита устья поручней;
- проверяется крепление защиты, щетки;
- проверяется натяжение ремня движения поручня;
- осматривается контроллер, мотор.
Техобслуживание эскалаторов предполагает определенные допуски по износу. Например, несколько зубчиков на гребенках могут отсутствовать. Это не критично. В рамках ежемесячного осмотра также проверяется смазка. При необходимости она обновляется.
Эскалатор очищается от всех обнаруженных загрязнений. Обычные клининговые услуги для очистки эскалаторов не подходят. Эти задачи должны выполнять исключительно специалисты. Очистка предполагает не только внешние поверхностные работы, но и глубокую чистку механизмов, скрытых отверстий. Единственное, что можно поручить клининговой службе, – антисептическую обработку поручней и уборку пыли со ступеней.
Обслуживание эскалаторов: плановые работы раз в 3 месяца
Обслуживание эскалаторов раз в 3 месяца включает ежемесячные работы по осмотру и дополнительные мероприятия. К ним относятся:
- проверка работы аварийных тормозов;
- осмотр приводной цепи;
- оценка работы главного вала;
- проверка работы осветительных приборов и их замена.
Ремонт и обслуживания эскалаторов проводятся при обнаружении неисправностей прямо на месте. Если деталь редкая и сложная, то после осмотра назначается дата замены или ремонта. Цель техобслуживания эскалаторов – обеспечение идеальной работы всей системы и приведение ее в полное соответствие с требованиями безопасности. По времени осмотр может занимать от получаса до 2 часов. Это зависит от сложности системы и ее технических параметров.
Обслуживание эскалаторов: техобслуживание 1 раз в полгода
Заказать обслуживание эскалаторов можно на постоянной основе и в качестве разовой услуги. В последнем случае клиент сам берет на себя риски по безопасности. По правилам обслуживание эскалаторов должно проводиться каждый месяц с особыми осмотрами раз в квартал и раз в полгода.
1 раз в полгода выполняется более основательное техобслуживание эскалаторов. Оно включает:
- осмотр контактов, проверка их проходимости, целостности;
- регулировка и настройка поручней, при необходимости замена поврежденных частей;
- проверка работы блокировочного выключателя;
- проверка тяговой цепи полотна, при необходимости ее подтяжка.
Раз в полгода обязательно проверяются все системы, отвечающие за безопасность. Мастера внимательно проверяют работы блокировочного выключателя. Он должен срабатывать мгновенно, как только появилась какая-то проблема.
По итогам осмотров составляются отчетные акты, где фиксируются все выполненные работы и обнаруженные неисправности. Раз в год эскалатор проходит технический осмотр, и он должен быть готов к такой проверке. Без техосмотра эскалаторы запрещено использовать.
Попытка приобрести удостоверение технического осмотра в обход нормативов чревата проблемами для самого клиента. Именно в его интересах сделать так, чтобы эскалатор работал без проблем. Это снизит риски аварий и повысит безопасность объекта, положительно повлияет на репутацию и статус заведения.