Нормативы по техническому обслуживанию лифтов

Техническое обслуживание лифтов – процедура, которая требуется для безопасности эксплуатации лифтовых систем на любых объектах, где эти системы используются. В любых ситуациях техобслуживание лифтов должно проводиться исключительно компаниями, которые имеют соответствующую лицензию, компетентность и инструментарий.

Для крупных объектов и строений, где лифты используются постоянно, целесообразно оформлять абонентское обслуживание с полным комплектом услуг по осмотрам, плановым и экстренным ремонтам, модернизации.

Нормативы по техническому обслуживанию лифтов

Что влияет на цену обслуживания лифтов
Что влияет на цену обслуживания лифтов

Техническое обслуживание лифтов осуществляется в строгом соответствии  с нормативами. Программа техобслуживания лифтов разрабатывается для определенного объекта индивидуально, но она опирается на общие документы:

  • Госстандарт 34303-2017 – в нем указан общий регламент по обслуживанию и использованию лифтовых установок;
  • Положение о ППР – регламент планово-предупредительных ремонтов.

Также есть определенные специальные нормативы по доработке и модернизации лифтов, подготовке их к освидетельствованию. Кроме этого, имеется собственная документация на определенную модель лифта. В ней указаны максимальные нагрузки, режимы использования. И эти параметры необходимо неукоснительно соблюдать, чтобы система прослужила отведенный ей срок.

Что включает техническое обслуживание лифтов?

Работы по техническому обслуживанию лифтов состоят из:

  • осмотров и проверок всех компонентов системы;
  • очистки узлов, смазки механизмов, регулировки деталей;
  • наладки, перезапуска, изменения рабочих настроек, если это необходимо;
  • ремонт или замену деталей;
  • эвакуации людей при авариях.

Техобслуживание лифтов может проводиться в различных форматах в зависимости от типа лифтовой установки. Диспетчеризированные лифты осматриваются 1 раз в месяц лифтером с занесением данных в специальный журнал. Лифты без автоматического контроля осматриваются по инструкции механиком или лифтером, и их периодичность определяется с учетом интенсивности эксплуатации лифта.

Периодичность осмотров производители лифтов указывают в инструкции к оборудованию. В общем виде осмотры проводятся ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода и раз в год.

Виды ремонта лифтов в рамках технического обслуживания

Ремонт и техническое обслуживание лифтов бывает нескольких видов:

  • текущее техобслуживание лифтов – это запланированные ремонты и осмотры, выполняемые по графику;
  • аварийные ремонты – экстренный ремонт с предварительной эвакуацией пассажиров и перезапуском системы после завершения работ;
  • капитальный ремонт – проводится с учетом степени износа главных компонентов системы.

Период эксплуатации лифта до капитального ремонта зависит от интенсивности использования лифта, требований безопасности на определенном объекте, качества изготовления. В ходе капитальных работ заменяется один или несколько базовых механизмов.

Это могут быть электродвигатель, редуктор лебедки, тормоза, электрощит, купе, ограничители скорости, створки дверей, балансирные подвески, шкив, канаты. До капитального ремонта проводится детальный осмотр с составлением экспертного заключения об износившихся деталях.

Объем работ составляется предварительно с учетом комплекса факторов, в том числе на основе реальных эксплуатационных показателей, года выпуска модели, нагрузок, требований безопасности на конкретном объекте.

Модернизация при техническом обслуживании лифтов

Техническое обслуживание лифтов нормативные акты
Техническое обслуживание лифтов нормативные акты

Модернизация и техническое обслуживание лифтов актуальны для тех систем, которые не отвечают потребностям объекта, но являются вполне работоспособными, и полностью менять их оказывается нецелесообразно.

Модернизацию инициирует владелец объекта. Для этого нанимается специализированная организация. Она разрабатывает проект модернизации, проводит организационные мероприятия, поставляет необходимое оборудование и комплектующие. Также в работу организации входит демонтаж, монтаж новых компонентов, оформление всей необходимой документации и запуск модернизированного лифта.

Техническое обслуживание лифтов после модернизации может выполнять любая компания. Главное, чтобы у нее был допуск к новым документам, проектным схемам и чертежам, электрическому чертежу и гидравлической схеме. Также обязательно наличие акта проверки нового лифта и акта оценки соответствия лифта требованиям безопасности.

Если заменены все элементы лифта, то такая работа не является модернизацией. Она относится к категории полной замены лифта и оформляется соответствующим образом. Модернизация – это процесс, когда хотя бы один элемент от старого лифта остается. Даже если это только двери кабины.

Освидетельствование при техническом обслуживании лифтов

Техническое обслуживание лифтов предполагает не только периодические осмотры, но и ежегодное техническое освидетельствование. Оно проводится в 3 этапа:

  • собственник объекта подает заявку в лабораторию;
  • лаборатория проводит оценку лифтовой системы на основе действующих нормативов;
  • эксперты лаборатории составляют акт технического освидетельствования, который разрешает дальше использовать оборудование.

После получения акта техобслуживание лифтов проводится по ранее утвержденной схеме, если у оборудования не были обнаружены серьезные уязвимости. Если эксперты обнаруживают проблемы, они выдают рекомендации по их устранению, могут посоветовать провести модернизацию или полную замену лифта.